Транспортный барометр TIMOCOM: ограниченные возможности соответствуют высоким требованиям
Четвертый квартал 2021 г.: на 51% больше предложений грузов в Европе, чем в прошлом году
- Проблемы с транспортными возможностями влияют на цены
- Значительный рост грузов в Великобританию и из нее
- Значительное увеличение использования jumbo и мега-прицепов в 2021 году
Эркрат, XX.01.2022 – в четвертом квартале 2021 года наблюдалась непрерывная тенденция увеличения числа предложений по перевозке грузов, а также определенный дисбаланс между предложениями грузов и транспортными средствами. Транспортный барометр TIMOCOM продолжает демонстрировать рост предложений грузов в Smart Logistics System по сравнению с прошлым годом. Полученные данные из 46 европейских стран демонстрирует заметное увеличение предложений на 51 процент. Также представлен небольшой рост по сравнению с 3 кварталом.
Рынок грузоперевозок растет, несмотря на неблагоприятные условия
Несмотря на введение более строгих правил в свете продолжающейся пандемии коронавируса, рынок перевозок продолжал расти в четвертом квартале. В Cистему TIMOCOM было добавлено на 9 процентов больше предложений грузов с октября по декабрь 2021 г., чем в третьем квартале. Ноябрь и декабрь, в частности, были успешными месяцами для транспортных и экспедиционных компаний по всей Европе, благодаря сезонному подъему: объемы предложения грузов на спотовом рынке в ноябре выросли на 88 процентов по сравнению с показателями прошлого года. В декабре ввод предложений грузов в Систему вырос на 52 процента по сравнению с декабрем 2020 года.
В октябре объем грузоперевозок снизился на 10% по сравнению с предыдущим месяцем, но в ноябре транспортный рынок восстановился и показатели увеличились на 8%. Несмотря на повторное снижение на 5 процентов в декабре, окончательный результат оказался положительным:
количество предложений грузов увеличилось на 51 процент по всей Европе по сравнению с четвертым кварталом 2020 года. Постоянное увеличение спроса свидетельствует о том, что экономика восстанавливается, несмотря на то, что индекс делового климата IFO для Германии в декабре составлял 94,7. Проблемы с доставкой основных товаров и сырья только усилились, вызывая сложности у промышленных компаний. Ритейлеры в Германии считают ситуацию такой же серьезной, как и зимой 2020 года. И все же спрос на транспорт в четвертом квартале был высоким.
Спрос на транспорт остается высоким в Германии
После невероятно успешного сентября (+60%) внутренний транспортный рынок Германии в октябре отметил на 18 процентов меньше грузов, чем в предыдущем месяце. Но показатели по грузам выросли на 2 процента, в отличие от снижения в третьем квартале (-18%). Это означает, что в четвертом квартале рост составил 37 процентов по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года. Ноябрь в Германии также был самым успешным месяцем для предложений грузов в 4 квартале, его рост составил 87% по сравнению с предыдущим годом.
Спрос на свободный транспорт просто не знает границ. Несмотря на узкие места и задержки в цепочке поставок, транспортные средства остаются ограниченным и востребованным товаром, в том числе для внутренних перевозок из портов. Существует большой дисбаланс в соотношении размещенных предложений грузов и доступных транспортных средств. Это изменение влияет на цены на транспорт, по словам Гуннара Гбурека, эксперта по логистике и руководителя коммерческого отдела TIMOCOM: «Цены на грузоперевозки находятся под давлением из-за роста цен топлива и дефицит транспортных средств. И, конечно же, это только усугубляется увеличением расходов на персонал, налогами на выбросы углерода и сборами за дополнительные услуги, например, за время погрузки и ожидания», — говорит представитель компании. «Мы все должны позаботиться о том, чтобы не блокировать и без того ограниченные мощности в долгосрочной перспективе: резервирование грузовиков, которые на самом деле не нужны, уменьшает количество доступного грузового пространства и приведет к росту рыночных цен».
Увеличение использования самосвалов, автоцистерн и мега-прицепов
Самыми популярными видами транспорта в 2021 году по сравнению с предыдущим годом были самосвалы и автоцистерны. Спрос на последние вырос на 236 процентов, в то время как спрос на самосвалы вырос в среднем на 297 процентов. Но перевозки рефрижераторами также пользуются большим спросом: грузовики с регулируемым температурным режимом и прицепы рефрижераторы запрашивались на 184% чаще, чем в прошлом году. Также увеличился спрос на jumbo и мега-прицепы, которые появлялись в описаниях предложений на 159% чаще, чем в прошлом году. Едва востребованные в 2020 году, прицепы с регулируемой высотой в этом году стали в 90 раз более востребованными, что является одним из многих признаков того, что заказчики транспортных услуг пытаются отправить как можно больше товаров в одном транспортном средстве. Эта тенденция, очевидно, продолжится и в 2022 году.
Сравнение маршрутов по странам: Великобритания переживает трудные времена после брекзита во время карантина
На маршрутах в Великобританию и обратно наблюдалось одно из самых больших сокращений предложений перевозок автомобильным транспортом по сравнению с предыдущим годом.
- Германия => Великобритания: Октябрь -18%, ноябрь -16% и декабрь -48%.
Предложения грузов из Франции также снизились:
- Франция => Великобритания: Октябрь -4%, ноябрь -12% и декабрь -33%.
Количество предложений грузов из Великобритании в Германию сократилось на 11 процентов в октябре, но выросло на 25 процентов в ноябре, а в декабре снова упало на 57 процентов.
- Великобритания => Германия: Октябрь -11%, ноябрь +25% и декабрь -57%.
Этот резкий спад произошел вследствие распространения омикрона и возобновления карантина в Великобритании, но также на него повлиял брекзит и изменения таможенных правил.
Больше грузов внутри и во Францию
С другой стороны, положительные изменения, когда речь шла о грузоперевозках из Франции и во Францию. По данным Европейской комиссии, ВВП Франции вырос на 6,5 процента, что выше, чем в среднем по Европе (5,9 процента). Эту тенденцию продемонстрировал рост грузоперевозок внутри страны.
- Франция => Франция: Октябрь +39%, ноябрь +101% и декабрь +70%.
Также увеличилось количество предложений из Германии во Францию:
- Германия => Франция: Октябрь +19%, ноябрь +99% и декабрь +75%.
Значительное увеличение грузоперевозок из Нидерландов
Объем грузов из Нидерландов в Германию также вырос. В ноябре Германия объявила Нидерланды страной с высоким риском из-за распространения омикрона. В декабре страна снова перешла в режим карантина. Результатом стали дополнительные грузоперевозки и увеличение потока товаров в 4 квартале.
Результаты четвертого квартала 2021 года по сравнению с прошлым годом выглядят следующим образом:
- Нидерланды => Германия: Октябрь +61%, ноябрь +258% и декабрь +97%.
Польский транспортный рынок с тенденцией снижения показателей к концу года
Общее количество перевозок в Польше снизилось в четвертом квартале. Процент соотношения грузов к транспорту был на 36 процентов выше, чем в четвертом квартале 2020 года, но количество предложений грузов упало на 12 процентов по сравнению с третьим кварталом. Помимо экономической тенденции в Европе, на это могла повлиять ситуация на польско-белорусской границе. Миграционный кризис привел к закрытию границ на несколько дней, а грузовые автомобили стояли в ожидании с двух сторон границы.
Но Польша смогла восстановиться, отчасти благодаря сезону Рождества и Нового года. После 4-процентного снижения в октябре транспортный рынок продемонстрировал рост в 21 процент в ноябре. Но этот рост и сезон Рождества полностью не устранил спад грузоперевозок в Польше. Аналогичные события произошли в Польше в конце прошлого года, это вселяет надежду на то, что в 2022 году ситуация улучшится.
Обзор 2021 года, прогноз на 2022 год
В целом восстановление европейской автомобильной отрасли, начавшееся во второй половине 2020 года, продолжилось в течение 2021 года. Однако из-за пандемии 2021 год был отмечен, прежде всего, узкими местами с пропускной способностью и поставками. Ну и конечно же, не обошлось без серьезного дефицита водителей в Европе. Вдобавок ко всему, выросла инфляция, а вместе с ней и цены на сырье и топливо. Это и дальше будет проблемой для логистической отрасли в этом году. Но важно помнить, что опасности дефицита не существует, говорит Гуннар Гбурек, руководитель коммерческого отдела TIMOCOM. Однако он признает, что задержки с доставкой грузов в Европе могут быть еще ощутимы. «Что касается автомобильного транспорта, то специализированные автомобили, например, рефрижераторы, не всегда будут доступны в кратчайшие сроки. Для стандартных заказов на грузоперевозки гораздо больше шансов, что компании смогут найти то, что им нужно, на спортивном рынке», — продолжил он. Возможности ограничены, но они есть. Цифровые приложения могут помочь оптимизировать использование грузового пространства».